Пост и молитва-крылья души

Дорогие друзья, братья и сестры, подготавливая нас к празднику Рождества Христова, Церковь предлагает нам особый тренинг, работу над собой, в виде поста, который в древние времена назывался Филипповым или малой Четыредесятницей, сейчас же он называется постом Рождественским. В православных семьях заканчиваются скоромные продукты, и на их место в холодильнике располагаются недавно достанные из погреба консервации, а также фрукты и овощи. Рождественское говенье, не особо строго, потому как в нем разрешается вкушение рыбы в субботние и воскресные дни вплоть до 2 января по н.ст, а со второго января наступают дни особо строгие. И  мне хотелось бы поделиться с вами не только своим опытом, но и опытом святых людей и богословов церкви.

Несомненно, пост это древняя и особо важная традиция, потому, как человек постящийся воздерживает себя не только от вкушения скоромной пищи,  но особо смотрит за «вратами своей души», тем, что входит не только в утробу, но и в более сокровенные глубины нашего организма. Постящийся в такие дни должен подумать о том, как он живет (или проживает), что наполняет его день,  какие мысли заботят его душу, особенно полезны молитва и чтение Священного Писания. И если такой пост удается, то, как пишет протопресвитер Александр Шмеман, такой человек  «обретает свободу, которую он потерял через грех». Очень важно над этим задуматься- многие из нас ищут свободы, бегут, за ней, совершенно не понимая, что каждый человек уже в своем начале свободен, сотворен по «образу Божиему». Быт, и все полномочия на то, чтобы творить добро, но чаще всего выбираем мы обратное, прельщенные сатаной, начинаем усердно служить греху, а ап. Петр пишет: «Ибо, кто кем побежден ,тот тому и раб». 2 Пет.: 2.19. Можем ли мы называть себя христианами, если не рабы Христа? Потому то и надлежит нам с особым усердием исполнить заветы святых отцов о посте. Наш небесный покровитель Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), наставляя  современников говорил: «Если будете относиться с пренебрежением к посту, если не будет в вас намерения и желания поститься, будете Богом осуждены». Как иногда расстраивают шаловливые дети своих родителей, как нерадивый ученик своего учителя, также и  мы расстраиваем Бога своими грехами и неусердием в делах духовных. Он дал нам пример поста, Он Сам постился, для того, что бы показать нам средство к борьбе с грехом, возвещая, что «сей род, изгоняется только молитвой и постом…», а мы оправдываемся, берем благословение не поститься, ит.д.

Пост призывает человека к покаянию, к осознанию(не вспоминанию грехов, а именно осознанию) того, что каждое праздное наше слово, или другой грех,  материализуется, берет в свои руки молот и бьет по гвоздям пронизывающим руки Спасителя. Но для того, чтобы к этому прийти, человек должен лишить себя комфорта, услаждения, неги… Священномученик Серафим (Чичагов) в пример приводит «блудного сына» из притчи Спасителя — «Пока блудный сын не стал лишать себя роскошной пищи, и за неимением средств не начал питаться пищею животных, сердце его было непреклонно, ум — мечтателен и весь он  — нецеломудрен, ленив, уныл, тщеславен и горд. Только пост образумил его». Пост облагоразумил блудного сына и облагоразумит и нас, и не только облагоразумит, но и восставит нас в прежнее состояние первочеловека Адама, т.е. сделает нас подобными Богу! Ведь грех вошел в нашу природу именно с нарушением поста- когда Адам находился в раю, там был пост. Бог заповедовал  ему не вкушать от древа познания добра и зла. Нарушив эта заповедь, грех входит в человеческую природу, и именно восстановлением сей заповеди мы избавляемся от греха, но необходимым средство для поста служит молитва. Пост и молитва — это как два крыла у птицы. Поранив крыло в воздухе, птица камнем падает и разбивается о землю. Так и свою душу мы бьем, если забываем о молитве.

Поэтому, дорогие мои, наступает время, когда нам надлежит вспомнить тех, кого мы обидели. Ведь в каждом нас окружаещем Христос, постараться вспомнить свои грехи и осознать последствия их порчи, взмолить Бога, о пощаде за те злодеяния, которые мы сотворили, и покаявшись, причастившись Святых Христовых Таин, для исцеления своей души, взяться разгребать свои захламленные корзиночки (сердца), вверенные нам Спасителем, от накопившегося мусора, и начнать наполнять их душистыми цветами и ягодами (добрыми делами), дабы пост принес важную пользу нашим душам, а свет Христов освятил наш жизненный путь.

Всем Бог в помощь. Благословение Господне на Вас!

 Павел Денисов,

 священник, благочинный Романовского округа.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *